«Предмет математики настолько серьезенчто полезно не упускать случаев делать его немного занимательным»

(БПаскаль)

Активизация внеклассной деятельности по математике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний. Одной из форм внеурочной работы по предмету является неделя (декада) математики.

Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект учащихся, стимулирует их активность, поскольку может быть максимально приближена к интересам и возможностям ученика.Предметная неделя по математике является комплексной формой работы по предмету, в каком-то смысле итогом работы ученика, парадом детской фантазии и  творчества. Кроме всего прочего – это еще и возможность проявить себя для каждого, пусть даже неважно успевающего ученика. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов. Это пример плодотворного сотрудничества учителей разных предметов, классных руководителей, пример деятельности, объединяющей педагогический коллектив.
Неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Основные задачи:

  • создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика;
  • организовать плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности;
  • поддержать у детей состояние активной заинтересованности в овладении новыми, более глубокими знаниями по математике.

Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией.. В подготовке участвуют все учителя математики и инициативная группа из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Примерно за 2 недели продумывается план проведения мероприятий, степень заинтересованности учеников школы. При составлении плана мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников.

Затраченное педагогами и учащимися время было потрачено эффективно, а активность и самоуправление, самоорганизация учащихся были на максимально возможном уровне. Учащиеся испытывали удовлетворенность проведенными  мероприятиями. Четко просматривалась культура проведения каждого мероприятия: последовательность, этапность, развивающий характер происходящего, культура поведения учащихся, их самостоятельность и инициатива.

Ожидаемые результаты — укрепление каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, толерантности, доброжелательности, доверия, умение сотрудничать и в то же время инициативности, навыков делового общения; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности – оправдались.

Одним из направлений прошедшей недели были  исторические сведения о великих математиках. Знакомство учащихся с фрагментами истории математики имеет вполне определенные задачи, а именно: — сведения из истории повышают интерес школьников к изучению математики и ведут к глубокому пониманию изучаемого материала. Ознакомление с историческими фактами расширяет кругозор учащихся и повышает их общую культуру, помогает лучше понять роль математики в современном обществе,  знакомство с историческим развитием математики способствует общим целям воспитательной работы.

Другим направлением была занимательная часть математики. Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путем умелого применения занимательных заданий. Занимательность характеризуется следующими показателями: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним
представлениям. Занимательная задача – это та, которая вызывает непроизвольный интерес, являющийся следствием необычности сюжета, непривычной формы ее подачи. Решение таких задач вырабатывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность.

В занимательной форме проведено учителем математики Фазулиной Т.П. очень интересное внеклассное мероприятие « Однажды на планете Математика» среди 5, 6 , 7 классах. Путешествие состояло из следующих этапов:

Вступление.

Фокус

Задания для жителей  государства Арифметика (выбор 3 самых умных)

Задания на сцене (выбор лучшего из лучших «арифметиков»)

Задания для жителей  государства Геометрика (выбор 3 самых умных)

Задания на сцене (выбор лучшего из лучших «геометров»)

Сценка

Задания для жителей государства Поэтика (выбор 3 самых умных)

Задания на сцене (выбор лучшего из лучших «поэтов»)

Презентация недели математики

Заключение

По итогам игры все жители планеты Математика были признаны умными, талантливыми, эрудированными, рассудительными, а самые лучшие(победители), ими стали Мусаева Альбина-6 «В»,Даоуд Рашида-7 «А», Губайдуллина Розалия-7 «В», награждены грамотами: «Почетный житель планеты Математика».

Это мероприятие было красочным, костюмированным, эмоциональным, интересным .Учащиеся показали  не только хорошие знания предмета, но грамотность речи, интеллект, умение вести себя, ориентироваться в ситуации ,уметь оценивать знания быть находчивым,  уважать других, ,быть справедливыми.

Третьим направлением были различные математические состязания.

В заданиях для состязаний, конкурсов содержался разнообразный материал, различные задачи. Учитывались и возрастные особенности учащихся, и уровень математической подготовки классов

Интересно во время декады  прошла интеллектуальная игра  «Акыл ордо» между 8 «Б» и 9 «Б» классами, которую провела учитель математики Шатыбекова Ж.Т. Для ведения игры были составлены интересные вопросы с привлечением знаний изучаемого материала по предмету, логические задания ,задания на знания истории развития математики, на развития интеллекта.
Осуществлена связь с работой математических кружков: «Эврика» и  «Тогуз коргоол».

Интеллектуальная игра прошла четко, организованно, интересно , целенаправлено.  Победителями игры стали следующие учащиеся:

  • 1место-Азизбек кызы
  •                Мадина      8 «Б»
  • 2 место-Бектурган кызы
  •                Мадина      9 «Б»

Четвертым направлением был сменный математический стенд.

Оформление стенда, выпуск газет, рефератов и творческих работ уже вовлекают в работу почти всех. Учащиеся подбирали материалы, советывались. Шла дружная, активная работа и учителей, и учеников. Подбирая материалы, ребята многое узнали из истории математики, открыли  для себя интересные и таинственные факты. Их предварительная подготовка помогла во многом затем при проведении мероприятий. Также подготовительная работа – это кладезь всевозможных наглядных пособий, сделанных руками детей, которые затем продуктивно могут использоваться в учебном процессе.. Пятиклассники и шестиклассники подготовили интересный материал «В мире чисел», семиклассники и восьмиклассники «Старинные меры длины, объема, веса в разных странах», девятиклассники оформили «Галерею великих математиков», десятиклассники о «Занимательной математике

Оформление предметной декады подчинялось теме: «Из истории развития математики» , оформление шло под рубриками:

  • Математические истории
  • Из жизни развития математики
  • Великие математики
  • Старинные задачи
  • Это интересно
  • Логические задачи
  • Ребусы, кроссворды.

Оформление стенда, выпуск газет, рефератов и творческих работ уже вовлекают в работу почти всех. Учащиеся подбирали материалы, советовались. Шла дружная, активная работа и учителей, и учеников. Подбирая материалы, ребята многое узнали из истории математики, открыли  для себя интересные и таинственные факты. Работали в интернете, благо ШК «Давха» дает такую возможность для каждой ученицы. Их предварительная подготовка помогла во многом затем при проведении мероприятий. Также подготовительная работа – это кладезь всевозможных наглядных пособий, сделанных руками детей, которые затем продуктивно могут использоваться в учебном процессе.. Пятиклассники и шестиклассники подготовили интересный материал «В мире чисел», семиклассники и восьмиклассники «Старинные меры длины, объема, веса в разных странах», девятиклассники оформили «Галерею великих математиков», десятиклассники о «Занимательной математике

Во время декады на высоком, научном уровне прошли открытые уроки учителей математики , на уроках использовались современные педагогические технологии, интерактивная доска.

Урок алгебры в 7 классе (урок- игра, космическое путешествие ) , обобщающий урок по теме: «Линейная функция» провела Фазулина Т.П.. На уроке использовала:

  • Теоретический опрос
  • Практическую работу
  • Графический диктант с самопроверкой
  • Устный счет
  • Работу в парах
  • Историческую справку
  • Самостоятельную работу
  • Меж предметную связь
  • Рефлексию
  • Оценочный лист

Урок обобщения по теме « Свойства степени с натуральным показателем» провела ШатыбековаЖ.Т. в 8 классе. Использовала следующие виды работы с учащимися:

  • Устный счет
  • Индивидуальная работа
  • Работа в парах
  • Решение кроссворда
  • Самостоятельная работа
  • Историческая справка

На обеих уроках проделан большой объем работы, оба урока были целенаправленные  и достигли своих целей.

После проведения нашей Декады многие ребята признали, что математика – это не только сложный для изучения школьный предмет, но увлекательная, интересная и совсем не скучная наука.

По итогам декады все участники, особенно отличившиеся, были награждены грамотами и призами. Добыватьзнаниясамостоятельноневозможнобезинтереса.
Именноегодолжен«зажечь»учитель.